ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ

В целях возрождения традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, в которой отражаются личностные, предметные и метапредметные компетенции учащегося на разных этапах обучения и воспитания личности и

обобщения, систематизации и распространения накопленного отечественного опыта по написанию сочинений и развития связной письменной речи учащихся

                                                 объявляется

                 проведение Всероссийского конкурса сочинений

Задачи проведения конкурса:

  1. создать условия для самореализации учащихся, повышения их социальной и творческой активности;
  2. укрепить положительное отношение подрастающего поколения к русскому языку и литературе как важнейшим духовным ценностям;
  3. актуализировать идею грамотного владения русским языком и знание художественной литературы;
  4. предоставить учащимся возможность продемонстрировать приобретенные коммуникативную, речеведческую, литературоведческую компетенции при создании текста;
  5. развить интерес и стимулировать учащихся к текстотворчеству с целью получения нового личностного опыта;
  6. актуализировать умения учащихся в области применения языка в ситуации создания текста;
  7. выявить литературно одаренных учащихся, способных творчески осмысливать и преобразовывать литературный и языковой материал в соответствии с темой и жанром собственного текста;
  8. привлечь внимание общественности к социально значимым проектам в области образования; к пониманию значимости функционально грамотного и творческого владения русским языком;
  9. продемонстрировать заинтересованной общественности направления работы, ресурсы и достижения системы образования в области развития письменной речи учащихся, в том числе обучения учащихся написанию сочинений;
  10. получить внешнюю оценку образовательного результата, закрепить в общественном сознании мысль о том, что система образования интегрирована в процесс решения общегосударственных гуманитарных проблем;
  11. способствовать распространению эффективных педагогических методик и практик в области развития письменной речи учащихся, в том числе обучения учащихся написанию сочинений;
  12. привлечь внимание педагогических работников к проблемам развития связной письменной речи учащихся и обучения написанию сочинения как метапредметного результата образования;
  13. обеспечить дополнительные условия для профессиональной самореализации и самооценки учителя, совершенствования его профессиональных компетенций в области развития письменной речи учащихся, в том числе обучения учащихся написанию сочинений.

Конкурсные номинации:

***

 

«Писательский труд озаряет мятежный мир искрой человечности»;

***

«Книги – окна, сквозь которые выглядывает душа»

(Г.У. Бичер);

***

«Без хорошего читателя не бывает хорошей книги» (Р. Эмерсон);

***

«Литература – язык, выражающий все, что страна думает»

(И.А. Гончаров);

***

«Когда на земле бушевала война…»

(Б. Окуджава)

Тематические направления и жанры письменных работ в рамках Всероссийского конкурса сочинений

Для учащихся:

4-5 классов – рассказ, сказка, письмо

6-7 классов – рассказ, сказка, письмо, «заочная экскурсия»

8-9 классов – письмо, «заочная экскурсия», очерк

10-11 классов – очерк, слово, эссе

Специфика жанров конкурсных работ

Рассказ

  1. Небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде.
  2. Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

Сказка

  1. Повествовательное литературное произведение о вымышленных лицах и событиях с установкой на фантастический вымысел.
  2. Повествовательное, народно-поэтическое или авторское художественное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
  3. Повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов.

Письмо

  1. Эпистолярный жанр литературы, обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса.
  2. Жанр публицистики, предполагающий обращение автора к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или вялению действительности.

Заочная экскурсия

  1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая-либо достопримечательность.
  2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования, рассуждения.

Очерк

  1. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чему-либо.
  2. В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.

Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором.

  1. Литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка – писание с натуры.

Слово

  1. Жанр ораторской прозы и публицистики.
  2. Литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания; повествование, рассказ вообще.
  3. В древнерусской литературе – название произведений поучительного характера, «учительская проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное требовало изустного произнесения, но, создоаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением.

Эссе

  1. Жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы.
  2. Разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций.
  3. Прозаический этюд, представляющие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.
  4. В современном литературоведении – очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями.

Порядок проведения школьного этапа Конкурса

В школьном этапе Конкурса принимают участие учащиеся 4-11 классов на добровольной основе.

Работы выполняются в письменном виде. Во время написания конкурсной работы разрешается использовать подготовленный заранее цитатник (по выбранному тематическому направлению). Допускается использование орфографических словарей и справочников по русскому языку. Тему конкурсной работы участник формулирует самостоятельно в рамках заданных тематических направлений и жанров конкурсных работ.

Время написания конкурсной работы:

для учащихся 4-5 классов: 2 астрономических часа (120 минут);

для учащихся 6-7 классов: 3 астрономических часа (180 минут);

для учащихся 8-9 классов: 4 астрономических часа (240 минут);

для учащихся 10-11 классов: 4 астрономических часа (240 минут)

Каждый участник Конкурса имеет право участвовать в одной из номинаций Конкурса.

Участники Конкурса выполняют работу самостоятельно на русском языке в прозе, поэтические тексты не рассматриваются.

К конкурсу допускаются работы,

оформленные в формате А4 с полями, в объеме:

4-5 класс – 1-2 стр.;

6-7 класс – 2-3 стр.;

8-9 класс – 2-3 стр.;

10-11 класс – не более 4 стр.

                                                                                    Критерии оценки сочинений

  1. Соответствие сочинения тематическим ограничениям, заданным требованиями конкурса.
  2. Соответствие формулировки темы сочинения выбранному тематическому направлению.
  3. Соблюдение базовых характеристик жанра сочинения (в зависимости от выбранного жанра)
  4. Коммуникативный замысел сочинения.
  5. Композиция сочинения.
  6. Личностное восприятие тематики и проблематики сочинения.
  7. Выражение в сочинении авторской позиции.
  8. Оригинальность сочинения.
  9. Художественность сочинения.
  10. Общее читательское восприятие текста сочинения. – Дополнительный (вариативный) балл.

Писатели-юбиляры 2015года

270 лет со дня рождения Д.И. Фонвизина

220 лет со дня рождения А.С. Грибоедова

215 лет со дня рождения Е.А. Боратынского

200 лет со дня рождения П.П. Ершова

195 лет со дня рождения А.А. Фета

180 лет со дня рождения Н.Г. Помяловского

160 лет со дня рождения В.М. Гаршина

155 лет со дня рождения А.П. Чехова

150 лет со дня рождения Д.С. Мережковского

145 лет со дня рождения А.И. Куприна и И.А. Бунина

135 лет со дня рождения А. Белого, А.А. Блока, А.С. Грина, С. Черного

130 лет со дня рождения В. Хлебникова

125 лет со дня рождения Б.Л. Пастернака

120 лет со дня рождения С.А. Есенина

110 лет со дня рождения М.А. Шолохова

105 лет со дня рождения А.Т. Твардовского, Ю.П. Германа, О.Ф. Бергольц

100 лет со дня рождения К.М. Симонова, В.М. Тушновой

95 лет со дня рождения Ф.А. Абрамова, Ю.М. Нагибина, Д.С. Самойлова

90 лет со дня рождения Ю.В. Трифонова, Е.И. Носова

85 лет со дня рождения Ю.С. Рытхэу

75 лет со дня рождения И.А. Бродского

Литературные произведения-юбиляры 2015 года

250 лет первой публикации книги «Басни» И.А. Крылова

225 лет книге А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»

215 лет со времени первого издания древнерусского эпоса «Слово о полку Игореве»

195 лет поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

190 лет драме А.С. Пушкина «Борис Годунов»

185 лет драматическому циклу А.С. Пушкина «Маленькие трагедии» и сборнику «Повести Белкина»

180 лет книге Н.В. Гоголя «Миргород», драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» и роману И.И. Лажечникова «Ледяной дом»

175 лет роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

170 лет роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди» и комедии А.Н. Островского «Лес»

160 лет книге Л.Н. Толстого «Севастопольские рассказы»

155 лет роману И.С. Тургенева «Накануне»

150 лет повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

145 лет трагедии А.К. Толстого «Царь Борис» и сатирическому роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

140 лет роману Ф.М. Достоевского «Подросток» и комедии А.Н. Островского «Волки и овцы»

135 лет роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» и роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»

120 лет поэтическому сборнику «В безбрежности» К.Д. Бальмонта, рассказам М. Горького «Старуха Изергиль» и «Челкаш»

115 лет поэтическим сборникам «Горящие здания» К.Д. Бальмонта, «Tertia Vigilia» (Третья стража») В.Я. Брюсова и рассказу И.А. Бунина «Антоновские яблоки»

110 лет повести А.И. Куприна «Поединок»

105 лет сборнику стихотворений М.И. Цветаевой «Вечерний альбом»

100 лет сборнику И. Северянина «Ананасы в шампанском, поэме А.А. Блока «Соловьиный сад», поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах»

85 лет поэме В.В. Маяковского « Во весь голос»

95 лет поэме С.А. Есенина «Сорокоуст»

90 лет поэме С.А. Есенина «Анна Снегина», роману Ю.Н. Тынянова «Кюхля», сказке К. Чуковского «Бармалей», поэме В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

85 лет "роману А.П. Платонова «Котлован», книге Б.С. Житкова «Рассказы о животных»

75 лет роману М.А. Шолохова «Тихий Дон», повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда»

70 лет поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин», роману А.Н. Толстого «Пётр I», книге М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

60 лет поэтическим сборникам Р.И. Рождественского «Флаги весны» и Н.А. Заблоцкого «Некрасивая девочка», повести В.Ф. Пановой «Серёжа», поэме «Дядя Стёпа – милиционер» С.В. Михалкова.

50 лет роману А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу»,

поэтическому сборнику Р.И. Рождественского «Радиус действия», роману Н.Н. Носова «Незнайка на Луне»

45 лет поэтическому сборнику Б.А. Ахмадулиной «Уроки музыки», повести В. Быкова «Сотников»

40 лет роману А.И. Солженицына «Бодался теленок с дубом», повести Ю.И. Коваля «Недопёсок», повести А.Г. Алексина «Третий в пятом ряду»

25 лет поэтическому сборнику А.А. Вознесенского «Аксиома самоиска»

15 лет со времени начала публикации цикла Б. Акунина «Приключения Эраста Фандорина»

В 2015 году В России отмечается 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, поэтому эта тема также включена в тематику конкурсных работ. Сочинения в рамках этого тематического направления могут быть посвящены книгам о войне, творчеству писателей и поэтов-фронтовиков, военным событиям в истории региона или города, Мемориалу, страницам войны в истории одной семьи, рассказу о конкретном человеке – участнике боевых действий или работнике тыла, рассказу о военном детстве членов семьи и т.д.

Тему конкурсных работ участники Конкурса формулируют самостоятельно в рамках заданных тематических направлений и жанров.

Рабочая группа по организации и проведению школьного этапа Всероссийского конкурса сочинений:

Афанасьева Марина Васильевна

Логачева Галина Ивановна

Торосян Нвард Меружановна

Жюри школьного этапа Всероссийкого конкурса сочинений:

Коклина Любовь Васильевна - Председатель Жюри

Петрищева Юлия Валериевна

Бобрышева Татьяна Николаевна

Мордвинова Наталья Анатольевна

Наумова Людмила Александровна

Кузина Валентина Ивановна

Крючкова Тамара Ивановна

Журавлева Анна Анатольевна

 

Бланк регистрационной заявки

на участие во Всероссийском конкурсе сочинений

Ф.И.О. участника конкурса__________________________________________________

Ф.И.О учителя, обеспечивающего педагогическое сопровождение участников Всероссийского конкурса сочинений___________________________________________________

Полное название образовательной организации_____________________________________

__________________________________________________________________________________________________

Город (населенный пункт)__________________________________________________________________

Почтовый адрес образовательной организации (с индексом) ________________________

____________________________________________________________________________________________________

e-mail образовательной организации______________________________________________________

Телефон образовательной организации (с кодом населенного пункта)_____________

_______________________________________________________________________________________________________

Возраст участника_______________________________________________________________________________

Класс, в котором обучается участник_________________________________________________________